Журнал «Русский язык за рубежом»

Русский язык за рубежом

ISSN: 0131-615X • Сайт журнала • Профиль журнала в РИНЦ

Учебно-методический иллюстрированный журнал для преподавателей русского языка как иностранного (неродного) и русской литературы. Он был создан в 1967 году по инициативе Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ) и Научно-методического центра русского языка при МГУ им. М.В. Ломоносова и сыграл очень важную роль в распространении русского языка во многих странах.

В журнале публикуются учебные материалы для использования на уроках русского языка как иностранного, тексты для чтения, методические и лингвистические разработки, сообщения о новостях в области преподавания русского языка для иностранцев, о различных конференциях, семинарах, круглых столах, олимпиадах и других мероприятиях по русистике.

Журнал «Русский язык за рубежом» входит в рекомендованный ВАК РФ перечень ведущих рецензируемых изданий, в которых могут быть опубликованы результаты научных исследований соискателей ученой степени доктора и кандидата наук. Журнал включён в базу данных Российского индекса научного цитирования (РИНЦ).

 


"Мировая русистика":

серия специальных выпусков журнала "Русский язык за рубежом"

Новый проект Института Пушкина, цель которого – дать каждой стране, где любят, учат и исследуют русский язык, в полный голос заявить о своей уникальной научной школе.

Финская русистика

Финская русистика

Москва, 2015

Авторы статей выпуска представили анализ языковой ситуации в Финляндии, поделились уникальным педагогическим опытом этой страны в преподавании русского языка.

RYAZR_Vietnam.png

Вьетнамская русистика (2015, № 22)

Москва, 2015

Среди азиатских стран Вьетнам является одним из самых долговременных партнеров России в области образования, науки и культуры: в прошлом году наши страны отметили юбилей – 65-летие установления дипломатических связей. Вьетнамская школа русистики считается одной из лучших в мире: доказательством этому служит активная работа специалистов Ханойского филиала Института Пушкина – единственного сохранившегося зарубежного филиала нашего Института.

Русистика Южной Кореи

Русистика Южной Кореи

Москва, 2016

В Республике Корея исконно существует сильная национальная школа преподавания иностранных языков. И тем отраднее отметить тот факт, что в последнее время намечается тенденция к сближению российской и корейской методик преподавания русского языка как иностранного. В выпуске своими методическими находками делятся наши корейские коллеги, российские преподаватели, работающие в Республике Корея или имеющие опыт обучения РКИ корейских учащихся.

Польская русистика

Польская русистика

Москва, 2016

Этот номер журнала посвящен польской национальной научно-методической школе русистики. Российская и польская лингвистика и методика преподавания иностранных языков всегда развивались в тесном сотрудничестве. Его основы заложил замечательный русский и польский ученый, основатель Казанской лингвистической школы Бодуэн де Куртенэ. В своих статьях польские коллеги рассказывают о достижениях и научных поисках, приемах преодоления межъязыковой интерференции и многих других профессионально значимых предметах.

Русистика Японии

Русистика Японии

Москва, 2016

Этот выпуск журнала посвящен японской русистике и специфике преподавания русского языка в Японии. Наши страны имеют давнюю традицию преподавания японского языка в России и русского языка в Японии. Самобытные культуры наших стран, уходящие корнями в далекое прошлое, несомненно, раскрываются через неповторимую языковую картину мира, обогащающую всякого, кто изучает японский и русский. Мы благодарны авторам номера, которые предприняли попытку акцентировать и лингвистические, и коммуникативные, и культурологические трудности в учебном процессе, а также рассказали об истории преподавания русского языка в Японии, обозначили перспективы, раскрыли различия в национальном коммуникативном поведении японцев и русских.

Русистика Великобритании

Русистика Великобритании

Москва, 2016

В этом номере вы узнаете о разнообразных формах сотрудничества между английскими и российскими русистами. Также речь пойдет об основных трудностях англоязычных реципиентов в изучении русского языка. Авторы номера не только обозначили эти трудности, но и предложили методы и приемы по их преодолению.

Русистика Франции

Русистика Франции

Москва, 2016

Авторы номера задумались над такой важной проблемой, как сохранение русского языка во Франции, и предложили модели такого сохранения, опробованные ими на практике. Французский и русский языки исторически оказывали друг на друга заметное влияние. Это невозможно не учитывать в процессе обучения этим языкам. В журнале также содержится описание специфических факторов в изучении русского языка, характерных для франкоговорящей аудитории.

Вьетнамская русистика

Вьетнамская русистика (2017, № 23)

Москва, 2017

Это второй выпуск, подготовленный в сотрудничестве с редакцией журнала «Вьетнамская русистика». В этом номере вьетнамские специалисты представили результаты поиска новых приемов преподавания русского языка с учетом национальной лингвокультурной специфики. Особого внимания заслуживают также статьи, посвященные исследованиям в области компаративной лингвистики, в частности, фразеологии, которая вызывает особые трудности у вьетнамских учащихся.

Русистика Испании

Русистика Испании

Москва, 2017

Развитие русистики в каждой стране имеет свою специфику. В Испании преподавание русского языка началось только в 50–60-е гг. прошлого века. Отрадно отметить, что в настоящее время количество учебных заведений, где преподается русский язык в этой стране, значительно увеличилось. Его изучают на переводческих факультетах университетов, во многих государственных школах иностранных языков. Можно сказать, что русистика в Испании сравнительно молода. Однако наши испанские коллеги ищут и находят новые пути повышения мотивации изучения русского языка в своей стране.

Русистика Китая

Русистика Китая

Москва, 2017

По мере роста российско-китайского сотрудничества возрастает и интерес к изучению русского языка. В 2013 году 74 % китайских студентов хотели изучать русский язык. Полагаем, что к настоящему времени это количество увеличилось. В Китае существует сильная методическая школа, которая тесно взаимодействует с российскими русистами. Наши языки достаточно далеки друг от друга по своему грамматическому и фонетическому строю. Это диктует нам необходимость национально-ориентированного подхода к преподаванию русского языка в Китае. Авторы статей этого номера предприняли попытку сформулировать и описать этот подход.

Русистика Италии

Русистика Италии

Москва, 2017

Этот номер журнала посвящен итальянской русистике. История отношений России и Италии уходит в далекое прошлое. Изучение итальянского языка в России и русского языка в Италии измеряется столетиями. Цель этого номера — проанализировать современное состояние итальянской русистики, дать рекомендации по использованию новых подходов, приемов, методов в обучении русскому языку как иностранному. В настоящее время в Италии функционируют различные типы образовательных учреждений, которые дают возможность изучать русский язык всем желающим, действуют центры русского языка и культуры, увеличилось количество вузов, включивших русский язык в свою программу. В Италии немало двуязычных семей. Соответственно, возникает необходимость в разработке и реализации различных типов обучения русскому языку, использовании новых средств и форм обучения. Все эти проблемы в той или иной степени нашли отражение в статьях наших авторов.

Русистика Ирана

Русистика Ирана

Москва, 2017

Международное сотрудничество между Ираном и Россией продолжается уже несколько веков. Многие видные представители русской культуры были вдохновлены и способствовали популяризации в России творчества таких столпов персидской литературы, как Фирдоуси, Саади, Гафиз, Низами. Культурные связи между нашими государствами непрерывно развиваются и укрепляются. В полной мере это относится и к изучению русского языка в Иране. Недавно в Тегеране прошла книжная ярмарка, на которой был представлен Институт русского языка имени А. С. Пушкина, в нескольких университетах Ирана проводятся серьезные научные исследования в области методики преподавания русского языка как иностранного. Задача этого номера — обобщить наработанное, выявить основные трудности, возникающие у иранцев в процессе изучения русского языка, предложить рецепты их преодоления.

Русистика стран СНГ

Русистика стран СНГ

Москва, 2017

Этот выпуск посвящен констатации и анализу состояния и функционирования русского языка на территории Содружества Независимых Государств. Русский язык на этой огромной территории выполняет важнейшую функцию: он является языком межнационального общения. Кроме того, русский язык обеспечивает единство образовательного пространства стран СНГ. Новое время диктует нам новые акценты и технологии в области преподавания русского языка. Большая заслуга в этой области принадлежит Базовой организации государств — участников СНГ по преподаванию русского языка. Эта организация ведет активную научно-методическую деятельность по продвижению русского языка, оказывает существенную помощь национальным школам русистики. На страницах журнала коллеги поделились своими проблемами и достижениями, обозначили пути оптимизации и модернизации преподавания русского языка в конкретных странах. Надеемся, что такой плодотворный обмен опытом станет традиционным в рамках нашего журнала.

Русистика Германии

Русистика Германии

Москва, 2017

За последние десятилетия в системе преподавания русского языка в Германии произошли существенные изменения. Учителя школ и преподаватели вузов столкнулись со смешением различных направлений. В одной группе оказываются студенты, для которых русский язык может быть родным, унаследованным или иностранным. В науке эта методическая данность получила название гетерогенность. Именно гетерогенность стимулирует наших немецких коллег к поиску новых форм, приемов и методов обучения. В номере представлено несколько интересных, на наш взгляд, статей, посвященных этой теме. Мы публикуем также информацию о формах сотрудничества и действующих проектах. Немецкие русисты продолжают свои исследования в области компаративной лингвистики и национально-ориентированной методики. Эта тематика также нашла свое место на страницах журнала. Редакция благодарит авторов журнала и всех коллег, принявших активное участие в создании номера. Надеемся, что и в дальнейшем наш журнал будет служить площадкой для обмена опытом между немецкими и российскими русистами.

Русистика США

Русистика США

Москва, 2017

Уже несколько десятилетий русский язык и культура присутствуют в академической жизни американских университетов. Надеемся, что, несмотря ни на что, интерес к России не ослабеет. Основная сложность для преподавателей русского языка в США в настоящее время — крайняя неоднородность аудитории, его изучающей: это и носители языка, и дети-билингвы, и люди с унаследованным русским, и те, для которых он в полной мере является иностранным. И для каждой группы будет своя мотивация. Пути решения этой основополагающей проблемы нашли свое отражение в нескольких статьях номера. Мы рассматриваем этот номер как площадку для общения и обмена опытом американских и российских русистов. Поэтому парадигма тематики статей достаточно широка: это и культурный компонент в обучении, и игровые задания, и особенности преподавания русского языка детям, и многое-многое другое. Надеемся, что каждый найдет для себя что-то полезное и интересное.

Русистика Болгарии<

Русистика Болгарии

Москва, 2018

Славная история болгарской школы русистики насчитывает несколько веков. Однако каждое время диктует поиск новых подходов и идей. В современном поликультурном пространстве в контексте стремления к глобализации и открытому общению роль, место, цели изучения русского языка приобретают новые значения. Русский язык выступает как проводник богатого наследия, духовных ценностей и новых идей. Особую роль в продвижении русского языка играют общественные организации, такие как Общество русистов Болгарии, «Болгарская национальная сеть преподавателей русского языка и культуры» и др. Авторы статей поделились своими успехами и находками. Тематика статей формирует достаточно полную картину методического и лингвистического поля обучения русскому языку как иностранному: национально ориентированный учебник, мотивация, новые технологии и стратегии и многое другое.

Избранные труды МАПРЯЛ<

Избранные труды МАПРЯЛ

Москва, 2019

Этот номер был подготовлен к важнейшему событию в истории мировой русистики — XIV Конгрессу Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы, который проходил в г. Нур-Султан (Республика Казахстан), в мае 2019 г. Ассоциация была основана более 50 лет назад. Ее роль в объединении всех друзей русского языка и культуры, продвижении исследований в области русской лингвистики, а также методики преподавания русского языка как иностранного трудно переоценить. В этом выпуске журнала представлены статьи активных членов МАПРЯЛ, вышедшие в журнале «Русский язык за рубежом» и его спецвыпусках с 2015 по 2019 г.



На официальном сайте ФГБОУ ВО "Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина" используются технологии cookies и их аналоги для качественной работы сайта и хранения пользовательских настроек на устройстве пользователя. Также мы собираем данные с помощью сервисов Google Analytics, Яндекс.Метрика, счётчиков Mail.ru и Спутник для статистики посещений сайта. Нажимая ОК и продолжая пользоваться сайтом, Вы подтверждаете, что Вы проинформированы и согласны с этим и с нашей Политикой в отношении обработки персональных данных, даёте своё согласие на обработку Ваших персональных данных. При несогласии просим Вас покинуть сайт и не пользоваться им. Вы можете отключить cookies в настройках Вашего веб-браузера.
The Pushkin Institute's official website uses cookies to ensure high-quality work and storage of users' settings on their devices. We also collect some data for site statistics using Google Analytics, Yandex.Metrika, Mail.ru and Sputnik counters. By clicking OK and continuing using our website, you acknowledge you are informed of and agree with that and our Privacy Policy. If you are not agree we kindly ask you to leave our website and not to use it. You may switch off cookies in your browser tools.