«Совершенно очевидно, что количество детей мигрантов в наших школах должно быть таким, чтобы это позволяло их не формально, а фактически глубоко адаптировать к российской языковой среде. Но не только к языковой – к культурной вообще, чтобы они могли погружаться в систему наших российских ценностей»
В Институте Пушкина с 2014 года реализуется комплексный проект по эффективному включению в школьный образовательный процесс детей – инофонов и билингвов – с ограниченным владением русским языком.
В рамках проекта разработаны методические, технологические и организационные инструменты, позволяющие школе решать задачи по формированию у таких детей полноценной системы средств речевого общения в рамках повседневной и учебной коммуникации, а также социокультурной компетенции.
Научно-методическое сопровождение культурно-языковой адаптации и мягкого включения детей-инофонов в школьный образовательный процесс содержит ряд направлений:
- Целевое повышение квалификации педагогов школы в области методики обучения русскому языку как иностранному. В институте разработана дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Лингводидактические основы обучения русскому языку школьников-билингвов и инофонов» (52 часа).
- Стартовая комплексная независимая диагностика уровня владения русским языком школьников, инофонов и билингвов, в дистанционном формате. Это тестирование даёт объективную оценку владения русским языком учащихся, позволяет точно определить их стартовые позиции на основе единых измерительных материалов, сформировать одноуровневые учебные группы и выработать для каждой из них оптимальную образовательную траекторию.
- Обеспечение занятий со школьниками-инофонами и билингвами учебно-методической литературой и программами дополнительного образования, включая краткий страноведческий курс «О России. Вопросы и ответы».
- Организация системы постоянно действующей практической поддержки педагогов, в частности, консультирование по работе с сайтом «Русский язык для наших детей».
Руководитель проекта
Ольга Николаевна Каленкова, начальник научно-методического центра образовательных ресурсов по русскому языку для детей,
Публикации в СМИ по теме
Дети мигрантов в российских школах
Интервью ректора Института Пушкина на радио «Комсомольская правда»
В Москве презентовали сайт «Русский язык для наших детей»
Материал в «Российской газете»