- 2 этаж, каб. 21-А
-
Сведения об образовании:
Высшее (Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва, специальность «Филолог. Преподаватель русского языка и литературы» (диплом с отличием), 1986 г.
-
Сведения о повышении квалификации и/или профессиональной переподготовке:
• 2016 г. – дополнительная профессиональная программа «Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий» (72 ч.) в ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва»;
• 2015 г. – стажировка по направлению «Взаимодействие финно-угорских и славянских языков и культур» (72 ч.) в Сегедском университете (г. Сегед, Венгрия);
• 2015 г. – дополнительная профессиональная программа «Устойчивые фразы в парадигмах науки» (72 ч.) в ФГБОУ ВПО «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого»;
• 2015 г. – дополнительная профессиональная программа «Английский язык для академических целей» (72 ч.) в ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва»;
• 2014 г. – дополнительная профессиональная программа «Русский язык как иностранный. Методика преподавания» (72 ч.) в ФГБОУ ВПО «Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана»;
• 2014 г. – дополнительная профессиональная подготовка в области тестирования по русскому языку как иностранному (36 ч.) в ФГБОУ ВПО «Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина»;
• 2014 г. – дополнительная профессиональная программа «Национальная система тестирования по русскому языку как элемент реализации языковой политики государства. Теория и практика лингводидактического тестирования. Технология создания и использования тестов и тестовых заданий для сертификационного контроля и интенсификации учебного процесса» (72 ч.) в ФГБОУ ВПО «Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина»;
• 2013 г. – дополнительная профессиональная программа «Современные технологии развития языковой компетенции и навыков профессиональной иноязычной коммуникации» (72 ч.) в ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва»;
• 2011 г. – дополнительная профессиональная программа «Комплексная безопасность» (72 ч.) в ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва»;
• 2009 г. – дополнительная профессиональная программа «Активные процессы в современном русском языке» (72 ч.) в ГОУ ВПО «Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского»;
• 2017 г. – "Инклюзивное образование студентов с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования", 16 ч (2017 г.);
• 2018 г. – дополнительная профессиональная программа «Актуальные проблемы антикоррупционной деятельности в системе образования» (16 ч.) в ФГБОУ ВО «Государственный институт русского языка имени А.С. Пушкина»;
• 2017 г. – дополнительная профессиональная программа «Языковые категории и единицы: проблемы изучения и преподавания» (16 ч.) в ФГБОУ ВО «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»;
• 2017 г. – дополнительная профессиональная программа «Инклюзивное образование студентов с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования» (36 ч.) в ФГБОУ ВО «Государственный институт русского языка имени А.С. Пушкина»;
• 2018 г. – Фортунатовские чтения в Карелии (Петрозаводский государственный университет, 24 ч., 2018 г.);
• 2018 г. – Оказание первой помощи при жизнеопасных состояниях (Научно-практический Центр экстренной медицинской помощи Департамента здравоохранения города Москвы, 18ч., 2018 г.);
• 2020 г. – Профессиональная переподготовка по программе «Методика преподавания русского языка как неродного и иностранного», 320 часов, 2019-20 уч. г. (диплом о профессиональной переподготовке 772700000416, рег. номер 13-20/7260, выдан 20 марта 2020 г.)
• 2020 г. – Дополнительная профессиональная программа «Особенности обучения русскому языку как иностранному на начальном этапе и в условиях билингвального образования» (72 часа, декабрь 2020 г., удостоверение 13-20/7979)
• 2020 г. – Дополнительная профессиональная программа «Методические подходы к формированию образовательной программы в рамках перехода на ФГОС-3++» (72 часа, г. Нижний Новгород, ННГУ, с 30.11.2020 по 18.12.2020; удостоверение 33-6782)
• 2021 г. – Дополнительная профессиональная программа «Разговорная речь в коммуникативном пространстве XXI века» (36 часов, г. Москва, МПГУ, с 01.04.2021 по 07.04.2021; удостоверение 01159-ПК-2021)
-
Cтаж работы (лет):
общий - 32
по специальности - 32
-
Преподаваемые дисциплины в рамках программ высшего образования:
1. «Медиатекст: дискурс и стиль»
2. «Средства речевой выразительности СРЯ»
3. «Основы теории речевых жанров»
4. «Педагогическая риторика»
5. «Современные образовательные технологии»
6. «Лингвистический и литературоведческий анализ текста»
7. «Методика преподавания русского языка»
-
Преподаваемые дисциплины в рамках программ дополнительного образования:
1. Является разработчиком и соисполнителем программ повышения квалификации: «Этика делового общения».
-
Диссертации:
• 2007 г. – защита докторской диссертации по специальности 10.02.01 – Русский язык «Категория обусловленности и ее реализация в языке памятников письменности русского средневековья (XI-XVII вв.)» в Нижегородском государственном университете им. Н.И. Лобачевского.
• 1991 г. – защита кандидатской диссертации по специальности 10.02.01 – русский язык «Развитие способов выражения причинности в русской речи нижегородцев XIV – XX вв. (по памятникам письменности)».
-
Количество публикаций:
всего - более 200, из них:
• монографий: 7
• учебников, учебных пособий: 3
• учебно-методических изданий: 4
• научных статей: более 200
-
Количество защищённых аспирантов и докторантов:
1Количество аспирантов и соискателей в настоящее время:
1 -
Руководство курсовыми работами, ВКР бакалавров и магистрантов, практикой, НИР магистрантов:
2018-19 уч. г. Руководство курсовыми работами (3), ВКР бакалавров и магистрантов (8), различными практиками, НИР магистрантов (7) В 2018-19 уч. г. – 3 КР, 5 ВКР, 3 МД и 8 НИР В 2019-20 уч. г. – 3 КР, 6 ВКР, 4 МД и 7 НИР 2019-20 КР – 3, ВКР – 6, МД – 4, НИР - 8 2020-21 КР – 6, ВКР – 6, МД – 3, НИР – 5 2021-2022 КР – 7, ВКР – 6 , МД – 1, НИР - 3Академическое консультирование:
В учебном году (2017/18): ВКР бакалавра – 3 Магистерских диссертаций – 3 НИР магистратуры - 7 -
Участие в образовательно-просветительских проектах и мероприятиях:
• Член жюри Всероссийского мастер-класса по изучению родных, включая русский, языков–2015 (октябрь 2015 г., организатор – ФАДН РФ);
• Председатель жюри регионального этапа всероссийской олимпиады школьников по русскому языку (2015–2017 гг.);
• Член комиссии по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка при УФМС России по Республике Мордовия;
• Руководитель научно-методического и координационного центра по поддержке русского языка и образования на русском языке Национального исследовательского Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарёва (с 10.04.2014);
• Участник конгрессов РОПРЯЛ, форумов Фонда «Русский мир»;
• «Университетские субботы»; программы ДО «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку» и «Московский экскурсовод»; конкурс социальной рекламы (декабрь 2017 г.)
• 2018–2019 уч. год Участие в подготовке материалов и экзаменах Международной олимпиады по русскому языку для зарубежных школьников.
• Участие в Университетских субботах, Конкурсе ораторов, Конкурсе чтецов, Конкурсе социальной рекламы «Грамотный мегаполис», Конкурсе сочинений «Имя буквы», Конкурсе диктантов.
• Экспертиза уроков Российской электронной школы, предоставление материалов в МЭШ, проведение вебинаров для родителей школьников.
• 2019-2020 уч. год – участие в Университетских субботах, Конкурсе ораторов «Слово – золото!»
• «Школьная академия» и «Университетская среда для учителей»
• Московском международном салоне образования (ММСО) – проведение вебинара, в программе «Московский экскурсовод»
• 2020 г. – Лекторий для родителей - проведение вебинаров для родителей школьников
• Проведение на портале «Образование на русском» вебинара «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку: сочинение»
• Участие в проведении конкурса сочинений «Имя буквы» для московских школьников (совместно с ГМЦ)
• Участие в программе «Московское долголетие»
• Курсы по подготовке к ЕГЭ по русскому языку
• Участие в реализации грантового проекта Минпроса «Диагностика профессиональных компетенций и повышение квалификации преподавателей открытого образования на русском языке и обучения русскому языку» (ноябрь – декабрь 2020, проверка заданий открытого типа)
-
Участие в научно-исследовательских проектах и мероприятиях:
• Доклад «Пунктуация в бессоюзных сложных предложениях: опережающе-развивающее изучение» на V Конгрессе РОПРЯЛ «Динамика языковых и культурных процессов в современной России», Казань, 4–8 октября 2016 г.;
• Доклад «Использование современных информационных технологий при проведении полевой диалектологической практики» на VI Международной конференции «El’Manuscript-2016. Rašytinis palikimas ir informacinės technologijos», Вильнюс, 22–28 августа 2016 г. (соавтор: Акимов В. Л.);
• Доклад «Электронный словарь диалектных фразеологизмов: проблемы и перспективы создания» на международной конференции «Славянская диалектная лексикография», СПб., сентябрь 2014 г. (соавтор: Акимов В. Л.);
• Доклад «Диахроническая лингвистика текста – новое направление исторической русистики» на Всероссийском совещании славистов, посвященном 1150-летию славянской письменности и 110-летию первого Съезда русских славистов, Москва, 7–9 ноября 2013 г.;
• Доклад «Синтаксический статус инфинитива» на международной конференции «Актуальные проблемы изучения русского языка X», Брно, май 2012 г.;
• Доклад «Древнерусский текст в лингвистических исследованиях XXI века» на международной конференции «Язык и метод. Русский язык в лингвистических исследованиях XXI века», Краков, май 2011 г.;
• 2016 г. – грант РГНФ № 16-04-14070 «XV Международная научная конференция "Ономастика Поволжья"», 13 – 18 сентября 2016 г. – исполнитель;
• 2015 г. – межвузовский грант (Договор № 53/45-15 от 16.10.2015) «Актуальные вопросы преподавания родных языков» – руководитель;
• 2013 г. – грант РГНФ № 13-04-14012 г «Организация и проведение Всероссийской научной конференции с международным участием "Н. П. Огарёв: историко-культурное измерение творческой личности"», 14–16 ноября 2013 г. – исполнитель;
• 2011–2012 гг. – грант РГНФ № 11-14-13003а/в «Типологические, этнолингвистические и лингвокультурологические аспекты диалектной картины мира (на материале фразеологии русских говоров Республики Мордовия)» – руководитель.
• 2017 г. - Доклад «Номинации природных географических объектов в русских говорах Республики Мордовия» (в соавт. с Мочаловой Т.И.) на XVI Междунар. науч. конф. «Ономастика Поволжья» (Ульяновск, УлГУ);
• 2017 г. - Доклад «Архаические языковые явления в поэзии В.В. Маяковского» на Междунар. науч. конф. «Грамматические исследования поэтического текста» (Петрозаводск, ПетрГУ);
• 2017 г. - Доклад «Фразеологические единицы со значением процесса речи в сербохорватском языке» на Междунар. науч.-практ. конф «И.И. Срезневский и русское историческое языкознание: опыт и перспективы» (Рязань, РГУ);
• 2017 г. - Доклад «Этимологические сведения как способ формирования интереса к русскому языку в молодежной аудитории» на 2-ой науч.-практ. конф. «Учимся говорить по-русски. Проблемы современного языка в электронных СМИ» (Москва, МГУ);
• 2017 г. - Доклад «Состояние исследования фразеологии сербского и хорватского языков» на Междунар. конф. «Славянский вклад в мировую цивилизацию» (Волгоград, ВСПУ);
• 2017 г. - Доклад «Историческая лингвистика текста в XXI веке» (в соавторстве с Коротковой А.А.) на Междунар. науч.-практ. конф «III Фирсовские чтения. Лингвистика в XXI веке: междисциплинарные парадигмы» (М., РУДН);
• 2018 г. - Доклад «Концепт «Труд» в сербской фразеологии в сопоставлении с русской» на I Междунар. науч.-практ. конф. «Пересекая границы: межкультурная коммуникация в глобальном контексте» (Москва, Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина);
• 2018 г. - Доклад «Проблемы филологического образования в условиях электронно-цифровой среды» на Всерос. науч.-практ. конф. «Филологическое образование в условиях электронно-цифровой среды» (РАО, г. Москва).
• 2018–2019 уч. год Участие в междунар. науч. конф. «Фортунатовские чтения в Карелии» (Петрозаводск, сентябрь 2018 г.);
• Междунар. науч. конф. «Русский язык в контексте национальной культуры» (Саранск, сентябрь 2018 г.);
• Всероссийском съезде учителей русской словесности (Москва, ноябрь 2018 г.);
• XXII междунар. науч. конф. «Медиариторика и современная культура общения: наука – практика – обучение» (Москва, январь-февраль 2019 г.);
• VI Международном Конгрессе исследователей русского языка «Русский язык: исторические судьбы и современность» (Москва, апрель 2019 г.)
• Международной научно-практической конференции «Славянская культура: истоки, традиции, взаимодей-ствие. XX Кирилло-Мефодиевские чтения» (в рамках Международного Кирилло-Мефодиевского фестиваля славянских языков и культур) (Москва, май 2019 г.)
• Пленарный доклад на I Международном научном конгрессе «Белорусский язык – главная историко-культурная ценность нации и государства» (Минск, АН Республики Беларусь, 31 октября – 1 ноября 2019 г.)
• Международная научная конференция «Современная теоретическая лингвистика и проблемы судебной экспертизы» (Москва, Гос ИРЯ им. А.С. Пушкина, 1–2 октября 2019 г.)
• Всероссийский съезд учителей и преподавателей русского языка и литературы (Москва, МГУ им. М.В. Ломоносова, 5–7 ноября 2019 г.)
• II съезд Общества русской словесности (Москва, МГУ им. М.В. Ломоносова, 6 ноября 2019 г.).
• Международная научно-методическая конференция «От профессиональных компетенций преподавателя – к компетенциям студента XXI века» (Москва, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, 20 января 2020 г.)
• Международная научная конференция «В.В. Виноградов. Язык и поэтика текста» (Москва, МПГУ, 24 января 2020 г.)
• Международная научная конференция, посвященная юбилею академика В. Г. Костомарова «Горизонты современной русистики» (Москва, Гос.ИРЯ, 30–31 января 2020 г.)
• Международная науч.-практ. конференция «Журналистика в 2019 году: творчество, профессия, индустрия» (Москва, Фак. журн. МГУ, 3–4 февраля 2020 г.)
• Международная научная конференция «Русский язык и литература в славянском мире: история и современность», (Москва, МГУ им. М.В. Ломоносова, 25 мая 2020 г.) 10. Международный Кирилло-Мефодиевский фестиваль славянских языков и культур – 2020 (Москва, Гос.ИРЯ, 29 мая 2020 г.)
• Международная научная конференция «Современная российская аксиосфера: семантика и прагматика идентичности» (М., Гос. ИРЯ им. А. С. Пушкина, 22 октября 2020).
• XVII Международные Березинские чтения «Языковое бытие человека и этноса» (М., МГЛУ, ИНИОН РАН, 24-25 декабря 2020 года).
• Международная научная конференция «Язык и поэтика текста» (М., МПГУ, 22 января 2021 года).
• Всероссийская с международным участием научная конференция, приуроченная к 80-летнему юбилею доктора филологических наук профессора Людмилы Алексеевны Климковой, специалиста в области лексикологии, диалектологии, ономастики, словообразования, 09–10 февраля 2021 г., г. Арзамас, Арзамасский филиал ННГУ.
• Всероссийский научный семинар «Михайловские чтения» (Петрозаводск, 22 мая 2021 г.)
• Международная научно-практическая конференция «Славянская культура: истоки, традиции, взаимодействие. XХII Кирилло-Мефодиевские чтения» (в рамках Международного Костомаровского форума (Москва, 26 мая 2021 года)).
-
Членство в различных советах, ассоциациях:
• Член диссертационного совета Д 212.029.05 на базе Волгоградского государственного университета (с 2011 г.)
• Член регионального отделения общества «Знание» России.
• Член Российской ассоциации исследователей, преподавателей и учителей риторики с 30.01.2019 (ч/б № 800).
• Член экспертного совета по вопросам развития содержания общего образования проекта «Московская электронная школа».
Членство в редакционных коллегиях журналов:
• Член редколлегии международного научно-практического журнала «Филологический аспект» (РИНЦ 358-03/2015, ISSN № 2412-8953); сборников «Русский язык в контексте национальной культуры», «Юридическая лексика русского языка XI–XVII веков» и др.
• Член оргкомитета и редактор сборника материалов XXII междунар. науч. конф. «Медиариторика и современная культура общения: наука – практика – обучение»
-
Почётные звания, титулы, награды, достижения:
• Награждена Почетной грамотой Минобрнауки РФ (2009);
• Почетной грамотой Министерства образования Республики Мордовия (2017);
• Почетными грамотами МГУ им. Н. П. Огарёва (2000, 2011, 2014);
• Ветеран труда РФ (2010), ветеран труда Мордовского университета (2009);
• Благодарственное письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования (2016);
• Благодарность Главы Республики Мордовия (2016).
• Благодарственное письмо директора ГБОУ Романовская школа Щипковой Т.Ю. (07.12.2018)
• Благодарственное письмо Городского методического центра Департамента образования города Москвы (2019)
• Благодарственное письмо администрации Ярославского музея-заповедника за подготовку команды для участия в риторическом агоне 24 мая 2019 года в рамках Дней славянской письменности и культуры (24.05.2019)
РАЗРАБОТАННЫЕ УМК ДИСЦИПЛИН
Основы культуры научной речи (Дисциплины в составе программ высшего образования)
Основы культуры научной речи (Дисциплины в составе программ высшего образования)
Основы теории речевых жанров (Дисциплины в составе программ высшего образования)
Основы культуры научной речи (Дисциплины в составе программ высшего образования)
Язык современных медиа (Дисциплины в составе программ высшего образования)
Элокутивные средства современного русского языка (Дисциплины в составе программ высшего образования)
Этика делового общения (Дисциплины в составе программ высшего образования)
Современные медиа: дискурс и стиль (Дисциплины в составе программ высшего образования)
НАУЧНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
- Акимова Э.Н. Диалектная обрядовая лексика и фразеология как отражение этнической лингвокультуры // Проблемы русской диалектологии и лингвокраеведения : памяти Заслуженного деятеля науки Республики Карелии Любови Петровны Михайловой (1939-2020): [коллективная монография] – Петрозаводск : Издательство ПетрГУ, 2021. – С. 43–53 (Соавтор Мочалова Т.И.)
- Акимова Э.Н. Отражение региональной принадлежности языковой личности в устной речи и медиатекстах // Лингвистическая диагностика 1: методы и подходы к исследованию личности: [коллективная монография]. – М., ИНИОН РАН, 2021. – С. 140–162 (Соавторs Мочалова Т.И., Тельпов Р.Е.)
- Акимова Э.Н., Короткова А.А. Парцелляция в лирике Андрея Белого//Горизонты современной лингвистики: Сб. статей Международной научной конференции, посвящённой 90-летнему юбилею академика В.Г. Костомарова.- М.: Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина, 2020.- С. 39-48
- Akimova E.N. The role of cognitive style in the formation of a professional discursive personality of journalist N. I. Novikov / Роль когнитивного стиля в становлении профессиональной когнитивной личности журналиста Н.И. Новикова // Amazonia Investiga. Volume 9 -Issue29/ May 2020. С. 307–315. ( Sidorova Tatyana A., Kornienko Elena R., Petrova Nataliya E.)
- Akimova E.N. The Discourse Personality of Politician Sergey Mikheyev with Regards tohis Speech Behaviour / Дискурсивная личность Сергея Михеева в отношении его речевого поведения // Amazonia Investiga. Vol. 9. Num. 26 Febrero 2020. C. 272–281. (Sidorova Tatyana A., Petrova Nataliya E., Shirokova Elena N., Bolgova Natalia S.)
- Акимова Э.Н. Русский язык на Балканах: Современное состояние/Э.Н. Акимова//Русский язык и литература в славянском мире: История и современность: Материалы Международной научно-практической конференции в онлайн-формате.- М.: Изд-во Московского гос. ун-та им. М. В. Ломоносова, 2020.- С. 302-310
- Акимова Э.Н., Мочалова Т.И. Девербативы в русских говорах на территории республики Мордовия/Э.Н. Акимова, Т.И. Мочалова//Вестник Волгоградского гос. ун-та: Сер. 2: Языкознание.- 2020.- Т. 19. - № 3.- С. 16-26
- Akimova E.N. Vladimir Putin's Phraseology: thematic aspect / Фразеология Владимира Путина: тематический аспект // TURISMO: ESTUDOS & PRÁTICAS (UERN), MOSSORÓ/RN, CADERNO SUPLEMENTAR 05, 2020 HTTP://NATAL.UERN.BR/PERIODICOS/INDEX.PHP/RTEP/INDEX [ISSN 2316-1493]/ P. 1–12. (Arkadiy P. Sedykh, Tatyana A.Sidorova, Elena E. Kotsova, Larisa V. Popova)
- Акимова, Э. Н. Элокутивные средства современного русского языка : учеб. пособие для студентов бакалавриата филологического факультета / Э.Н. Акимова, А.В. Щербаков, Ред. Н.М. Разумнова. - М. : Гос. ин-т русского языка им. А.С. Пушкина, 2019. - 126 с. - ISBN 978-5-98269-194-1
- Буданцева Д.Д., Акимова Э.Н. Лексический и композиционный анализ текстов блогеров Instagram//Язык. Коммуникация. Культура - 2019: Альманах по итогам III Международной научно-практической конференции молодых ученых - магистрантов и аспирантов.- М.: Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина, 2019.- С. 24-26
- Акимова Э.Н., Короткова А.А. Реализация функции несобственнопрямой речи в зависимости от контекста (На материале романа М. Булгакова "Мастер и Маргарита")//Славянская культура: истоки, традиции, взаимодействие. XX Кирилло-Мефодиевские чтения: Материалы Международной научно-практической конференции (В рамках Международного Кирилло-Мефодиевского фестиваля славянских языков и культур).- М.: Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина, 2019.- С. 25-30
- Акимова Э.Н., Короткова А.А. Дидактический потенциал древнерусского учительного красноречия//Медиариторика и современная культура общения:наука-практика-обучение: Сб. статей XXII Международной научной конференции.- М.: Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина, 2019.- С. 269-275
- Акимова Э.Н. Речевые жанры в диахроническом аспекте//Языки и культуры: Материалы Международной научно-практической конференции.- Кострома: Костромской гос. ун-т, 2019.- С. 32-39
- Коротков Р.П., Акимова Э.Н. Взаимодействие образовательного портала и виртуальной аудитории//Язык. Коммуникация. Культура - 2019: Альманах по итогам III Международной научно-практической конференции молодых ученых - магистрантов и аспирантов.- М.: Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина, 2019.- С. 90-92
- Котова Е.О., Акимова Э.Н. Коммерческие лонгриды в аспекте нарративного анализа//Язык. Коммуникация. Культура - 2019: Альманах по итогам III Международной научно-практической конференции молодых ученых - магистрантов и аспирантов.- М.: Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина, 2019.- С. 93-95
- Акимова Э.Н., Мочалова Т.И. Репрезентация лексико-семантического поля "Время" в "Словаре русских говоров на территории республики Мордовия"//Вестник Волгоградского гос. ун-та: Сер. 2: Языкознание.- 2019.- Т. 18.- № 1.- С. 86-98
- Медиариторика и современная культура общения: Наука-практика-обучение: Сб. статей XXII Международной научной конференции/Науч. ред. Э.Н. Акимова, В.И. Аннушкин, А.Г. Жукова, Рец. В.Н. Денисенко, Н.Н. Германова.- М.: Гос. ин-т русского языка им. А.С. Пушкина, 2019.- 609 с.
- Акимова Э. Н. Состояние исследования фразеологии сербского и хорватского языков // Славянский вклад в мировую цивилизацию: материалы Междунар. конф. – Волгоград, 2017. – С. 166–171.
- Акимова Э. Н. Активные процессы в современном русском языке в аспекте эколингвистики // Печать и слово Санкт-Петербурга (Петербургские чтения − 2015): в 2 ч. Ч. 2.: Литературоведение. Лингвистика: сб. науч. тр. − СПбГУПТД, 2016. − С. 297−301.
- Акимова Э. Н. Лингвистика текста в диахронии и синхронии // Вестник ВолГУ.– Серия 2. Языкознание. – 2016. – Том 15. № 2. – С. 7–16.
- Акимова Э. Н. Человек и его мир в диалектной фразеологии русских говоров Мордовии: монография. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2015. – 156 с. (соавторы: Мочалова Т. И., Маслова А. Ю., Ершова Н. И., Денисова Л. Н.)
- Акимова Э. Н. (ответ. редактор) Словарь русских говоров на территории Республики Мордовия. Дополнительный выпуск. СПБ: Наука, 2015. – 244 с. (Соавторы: Семенкова Р. В., Чикина Л. К.)
- Акимова Э.Н. Репрезентация лексико-семантического поля «время» в «Словаре русских говоров на территории Республики Мордовия» (Статья). // Вестник ВолГУ. Серия 2, Языкознание. 2019. Т. 18. № 1. С. 86–98 (в соавторстве с Мочаловой Т.И.)
- Акимова Э.Н., Мочалова Т.И. Темпоральные наречия в русских говорах на территории республики Мордовия/Э.Н. Акимова, Т.И. Мочалова//Лексический атлас русских народных говоров: Материалы и исследования/Ин-т лингвистических исследований РАН.- 2019.- № 13.- С. 15-28
- Акимова Э.Н. Диалектные наименования праздников и обрядов как отражение культурно-исторических традиций русского народа // Вестник ВолГУ. Серия 2, Языкознание. 2021. Т. 20. № 1. С. 17–31 (Соавтор Мочалова Т.И.)
- Акимова Э. Н. Электронный словарь диалектных фразеологизмов как источник изучения картины мира в русских говорах Мордовии // Проблемы истории, филологии, культуры. 2014. № 3 (45). Москва – Магнитогорск – Новосибирск, 2014. С. 272–274. (Соавторы: Мочалова Т. И., Маслова А. Ю., Акимов В. Л.)
- Акимова Э. Н. Электронный словарь диалектных фразеологизмов как источник изучения картины мира в русских говорах Мордовии // Проблемы истории, филологии, культуры. 2014. № 3 (45). Москва – Магнитогорск – Новосибирск. 2014. С. 272–274. (Соавторы: Мочалова Т. И., Маслова А. Ю., Акимов В. Л.)
- Акимова Э. Н. Историческая лингвистика текста: инновационные подходы в исследованиях // Вестник Нижегородского университета. Серия Филология. – № 4. Ч. 2. – Н. Новгород, 2010. – С. 427–430.
- Акимова Э. Н. Диахроническая лингвистика текста как новое направление грамматики русского языка // Новые направления в изучении лексикологии, словообразования и грамматики начала XXI века: Материалы междунар. симпозиума 4–5 мая 2009 года. – Самара, 2009. – С. 188–192.
- Акимова Э. Н. Реализация категории обусловленности в языке памятников письменности русского средневековья (XI-XVII вв.): монография. – Саранск: Изд-во Мордовского госун-та, 2006. – 240 с.
МАТЕРИАЛЫ В СМИ
"Школьная академия гуманитарных технологий" - новый образовательный проект Института Пушкина
"Образование на русском", 02.03.2020
АНОНСЫ
07.12.2020 Университетская среда о трудных случаях в русском синтаксисеСледующая университетская среда — о том, как преподавать русский язык в школе.
10.10.2019 Институт Пушкина на фестивале Nauka 0+ 23.04.2020 Весна. Институт Пушкина. ММСО26–29 апреля Институт Пушкина будет участвовать в Московском международном салоне образования (ММСО).
ММСО 2020 – это онлайн-площадка для обмена идеями, опытом и знаниями: здесь встречаются педагоги, представители государства и бизнеса, учащиеся, родители.
05.04.2018 «Университетские субботы» в Институте Пушкина7 апреля в 11.00 в Институте Пушкина состоятся три интерактивных лекции в рамках проекта «Университетские субботы».
В зале Ученого совета пройдет интерактивная лекция зав. сектором иностранных языков кафедры социально-гуманитарных дисциплин Елены Картушиной «Языковой ландшафт Москвы».
НОВОСТИ
14.10.2021 Научно-методический семинар на базе СОК «Камчия» стартует 15 октябряВ рамках деятельности Балканского центра русистики Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина запланировано проведение научно-методического семинара «Современные стандарты и инновационные методы преподавания русского языка как иностранного школьникам и студентам» для болгарских русистов.
25.06.2020 Продолжая семейную традициюВыпускница магистратуры Анастасия Короткова вот уже два года работает учителем русского языка и литературы в Школе 1529 им А.С. Грибоедова. Анастасия активно развивает связи между школой и институтом, проводит совместные мероприятия. Ее ученики участвуют в институтских мероприятиях, например, в Конкурсе социальной рекламы, «Университетских субботах». В рубрике «Выпускник филфака» молодая преподавательница рассказала, чем ей нравится профессия учителя и какими ей представляются современные ученики.
19.10.2021 Непростое простое предложение, или Как правильно знакомить школьников с синтаксисом18 октября в рамках проекта «Университетская среда для учителей» состоялся онлайн-семинар «Непростое простое предложение: практика к подготовке к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку», посвященный проблемам в области синтаксиса и связанным с ними подходам в подготовке школьников к итоговой аттестации. Ведущая семинара, доктор филологических наук, профессор кафедры русской словесности и межкультурной коммуникации Эльвира Акимова поделилась с участниками своими наработками и наблюдениями в этой сфере.
01.09.2020 Попутного ветра в новом учебном году!Вот и наступило 1 сентября – день, который с радостью или грустью ждет каждый школьник и студент. В этот день в Институте Пушкина прошла традиционная линейка первокурсников. Ребят, только начинающих свой профессиональный путь, приветствовала ректор института Маргарита Русецкая.
19.06.2020 «Институт дал мне друзей, любовь, два высших образования»Учебный год подходит к концу, и совсем скоро для наших выпускников начнется новая большая жизнь.
Выпускница магистратуры «Филологическое обеспечение СМИ», отличница и староста группы Маргарита Гуськова уже работает в информационном агентстве РИАМО. В рубрике «Выпускник филфака» Маргарита рассказала об учебе в институте, любимых преподавателях и планах на будущее.
26–29 апреля Института Пушкина принимал участие в Московском международном салоне образования (ММСО).
ММСО – крупный международный форум в образовательной сфере, и Институт Пушкина – традиционный и активный его участник. В этом году Салон прошел в седьмой раз, впервые в онлайн-формате.
11 сентября состоится первый семинар осеннего сезона проекта «Университетская среда для учителей», который реализуется Государственным институтом русского языка им. А.С. Пушкина при поддержке Департамента образования города Москвы.
03.06.2019 День славянской письменности и культуры в ЯрославлеПраздничные мероприятия традиционно организует Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского на площадке Ярославского государственного историко-архитектурного музея-заповедника. В этом году в чествовании православных братьев Кирилла и Мефодия приняли участие и представители московского Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина.
03.10.2018 Этимология, секреты межкультурной коммуникации и загадки Шуховской башниВ субботнее утро 29 сентября в фойе и аудиториях Института Пушкина было многолюдно. В этот день вуз посетили более 200 столичных школьников, их родителей и учителей, пожелавших соприкоснуться с новыми и неизведанными гранями филологической науки, развить навыки в области коммуникации, открыть для себя исторические и культурные секреты, которые хранит Москва.
11.04.2018 Московские школьники в проекте «Московский экскурсовод»Московские школьники завершили обучение в рамках проекта «Московский экскурсовод». Последнее занятие состоялось 6 апреля 2018 года.
09.04.2018 Три Университетских субботы в Институте Пушкина7 апреля в Институте Пушкина состоялась серия интерактивных лекций и мастер-классов для столичных школьников, подготовленных в рамках проекта «Университетские субботы» при поддержке Департамента образования города Москвы. В этот день наш вуз посетили более 80 обучающихся и педагогов из 14 образовательных учреждений.
28.11.2017 «Не будь туристом в своем городе». Итоги конкурса «Грамотный мегаполис»25 ноября 2017 в Институте Пушкина в рамках проекта Департамента образования города Москвы «Литературное многоборье» прошел финал конкурса социальной рекламы «Грамотный мегаполис». Конкурс, организованный для школьников столицы и студентов колледжей, был посвящен Году экологии. Идея соревнования заключается в том, что понятие экологии касается не только природы и окружающей среды, но и нашей речи.
03.11.2017 Сотрудничество Институт Пушкина с московскими школамиВ дни осенних каникул для московских школьников факультетом дополнительного образования организовано обучение по дополнительной общеразвивающей программе «Язык культуры и культура языка».
21.09.2017 Обучение речевому этикету школьников20 сентября прошло первое занятие по дополнительной общеразвивающей программе «Речевой этикет и культура речевого общения».