Акимова Эльвира Николаевна

P-9325-2017

0000-0002-0883-2173

 

  • Сведения об образовании:

    Высшее (Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва, специальность «Филолог. Преподаватель русского языка и литературы» (диплом с отличием), 1986 г.

  • Сведения о повышении квалификации и/или профессиональной переподготовке:

    • 2016 г. – дополнительная профессиональная программа «Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий» (72 ч.) в ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва»;

    • 2015 г. – стажировка по направлению «Взаимодействие финно-угорских и славянских языков и культур» (72 ч.) в Сегедском университете (г. Сегед, Венгрия);

    • 2015 г. – дополнительная профессиональная программа «Устойчивые фразы в парадигмах науки» (72 ч.) в ФГБОУ ВПО «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого»;

    • 2015 г. – дополнительная профессиональная программа «Английский язык для академических целей» (72 ч.) в ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва»;

    • 2014 г. – дополнительная профессиональная программа «Русский язык как иностранный. Методика преподавания» (72 ч.) в ФГБОУ ВПО «Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана»;

    • 2014 г. – дополнительная профессиональная подготовка в области тестирования по русскому языку как иностранному (36 ч.) в ФГБОУ ВПО «Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина»;

    • 2014 г. – дополнительная профессиональная программа «Национальная система тестирования по русскому языку как элемент реализации языковой политики государства. Теория и практика лингводидактического тестирования. Технология создания и использования тестов и тестовых заданий для сертификационного контроля и интенсификации учебного процесса» (72 ч.) в ФГБОУ ВПО «Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина»;

    • 2013 г. – дополнительная профессиональная программа «Современные технологии развития языковой компетенции и навыков профессиональной иноязычной коммуникации» (72 ч.) в ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва»;

    • 2011 г. – дополнительная профессиональная программа «Комплексная безопасность» (72 ч.) в ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва»;

    • 2009 г. – дополнительная профессиональная программа «Активные процессы в современном русском языке» (72 ч.) в ГОУ ВПО «Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского»;

    • 2017 г. – "Инклюзивное образование студентов с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования", 16 ч (2017 г.);

    • 2018 г. – дополнительная профессиональная программа «Актуальные проблемы антикоррупционной деятельности в системе образования» (16 ч.) в ФГБОУ ВО «Государственный институт русского языка имени А.С. Пушкина»;

    • 2017 г. – дополнительная профессиональная программа «Языковые категории и единицы: проблемы изучения и преподавания» (16 ч.) в ФГБОУ ВО «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»;

    • 2017 г. – дополнительная профессиональная программа «Инклюзивное образование студентов с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования» (36 ч.) в ФГБОУ ВО «Государственный институт русского языка имени А.С. Пушкина»;

    • 2018 г. – Фортунатовские чтения в Карелии (Петрозаводский государственный университет, 24 ч., 2018 г.);

    • 2018 г. – Оказание первой помощи при жизнеопасных состояниях (Научно-практический Центр экстренной медицинской помощи Департамента здравоохранения города Москвы, 18ч., 2018 г.);

    • 2020 г. – Профессиональная переподготовка по программе «Методика преподавания русского языка как неродного и иностранного», 320 часов, 2019-20 уч. г. (диплом о профессиональной переподготовке 772700000416, рег. номер 13-20/7260, выдан 20 марта 2020 г.)

    • 2020 г. – Дополнительная профессиональная программа «Особенности обучения русскому языку как иностранному на начальном этапе и в условиях билингвального образования» (72 часа, декабрь 2020 г., удостоверение 13-20/7979)

    • 2020 г. – Дополнительная профессиональная программа «Методические подходы к формированию образовательной программы в рамках перехода на ФГОС-3++» (72 часа, г. Нижний Новгород, ННГУ, с 30.11.2020 по 18.12.2020; удостоверение 33-6782)

    • 2021 г. – Дополнительная профессиональная программа «Разговорная речь в коммуникативном пространстве XXI века» (36 часов, г. Москва, МПГУ, с 01.04.2021 по 07.04.2021; удостоверение 01159-ПК-2021)

  • Cтаж работы (лет):

    общий - 32

    по специальности - 32

  • Преподаваемые дисциплины в рамках программ высшего образования:

    1. «Медиатекст: дискурс и стиль»

    2. «Средства речевой выразительности СРЯ»

    3. «Основы теории речевых жанров»

    4. «Педагогическая риторика»

    5. «Современные образовательные технологии»

    6. «Лингвистический и литературоведческий анализ текста»

    7. «Методика преподавания русского языка»

  • Преподаваемые дисциплины в рамках программ дополнительного образования:

    1. Является разработчиком и соисполнителем программ повышения квалификации: «Этика делового общения».

  • Диссертации:

    •  2007 г. – защита докторской диссертации по специальности 10.02.01 – Русский язык «Категория обусловленности и ее реализация в языке памятников письменности русского средневековья (XI-XVII вв.)» в Нижегородском государственном университете им. Н.И. Лобачевского.

    •  1991 г. – защита кандидатской диссертации по специальности 10.02.01 – русский язык «Развитие способов выражения причинности в русской речи нижегородцев XIV – XX вв. (по памятникам письменности)».

  • Количество публикаций:

    всего - более 200, из них:

    • монографий: 7

    • учебников, учебных пособий: 3

    • учебно-методических изданий: 4

    • научных статей: более 200

  • Количество защищённых аспирантов и докторантов:

    1

    Количество аспирантов и соискателей в настоящее время:

    1
  • Руководство курсовыми работами, ВКР бакалавров и магистрантов, практикой, НИР магистрантов:

    2018-19 уч. г. Руководство курсовыми работами (3), ВКР бакалавров и магистрантов (8), различными практиками, НИР магистрантов (7) В 2018-19 уч. г. – 3 КР, 5 ВКР, 3 МД и 8 НИР В 2019-20 уч. г. – 3 КР, 6 ВКР, 4 МД и 7 НИР 2019-20 КР – 3, ВКР – 6, МД – 4, НИР - 8 2020-21 КР – 6, ВКР – 6, МД – 3, НИР – 5 2021-2022 КР – 7, ВКР – 6 , МД – 1, НИР - 3

    Академическое консультирование:

    В учебном году (2017/18): ВКР бакалавра – 3 Магистерских диссертаций – 3 НИР магистратуры - 7
  • Участие в образовательно-просветительских проектах и мероприятиях:

    • Член жюри Всероссийского мастер-класса по изучению родных, включая русский, языков–2015 (октябрь 2015 г., организатор – ФАДН РФ);

    • Председатель жюри регионального этапа всероссийской олимпиады школьников по русскому языку (2015–2017 гг.);

    • Член комиссии по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка при УФМС России по Республике Мордовия;

    • Руководитель научно-методического и координационного центра по поддержке русского языка и образования на русском языке Национального исследовательского Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарёва (с 10.04.2014);

    • Участник конгрессов РОПРЯЛ, форумов Фонда «Русский мир»;

    • «Университетские субботы»; программы ДО «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку» и «Московский экскурсовод»; конкурс социальной рекламы (декабрь 2017 г.)

    • 2018–2019 уч. год Участие в подготовке материалов и экзаменах Международной олимпиады по русскому языку для зарубежных школьников.

    • Участие в Университетских субботах, Конкурсе ораторов, Конкурсе чтецов, Конкурсе социальной рекламы «Грамотный мегаполис», Конкурсе сочинений «Имя буквы», Конкурсе диктантов.

    • Экспертиза уроков Российской электронной школы, предоставление материалов в МЭШ, проведение вебинаров для родителей школьников.

    • 2019-2020 уч. год – участие в Университетских субботах, Конкурсе ораторов «Слово – золото!»

    • «Школьная академия» и «Университетская среда для учителей»

    • Московском международном салоне образования (ММСО) – проведение вебинара, в программе «Московский экскурсовод»

    • 2020 г. – Лекторий для родителей - проведение вебинаров для родителей школьников

    • Проведение на портале «Образование на русском» вебинара «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку: сочинение»

    • Участие в проведении конкурса сочинений «Имя буквы» для московских школьников (совместно с ГМЦ)

    • Участие в программе «Московское долголетие»

    • Курсы по подготовке к ЕГЭ по русскому языку

    • Участие в реализации грантового проекта Минпроса «Диагностика профессиональных компетенций и повышение квалификации преподавателей открытого образования на русском языке и обучения русскому языку» (ноябрь – декабрь 2020, проверка заданий открытого типа)

  • Участие в научно-исследовательских проектах и мероприятиях:

    • Доклад «Пунктуация в бессоюзных сложных предложениях: опережающе-развивающее изучение» на V Конгрессе РОПРЯЛ «Динамика языковых и культурных процессов в современной России», Казань, 4–8 октября 2016 г.;

    • Доклад «Использование современных информационных технологий при проведении полевой диалектологической практики» на VI Международной конференции «El’Manuscript-2016. Rašytinis palikimas ir informacinės technologijos», Вильнюс, 22–28 августа 2016 г. (соавтор: Акимов В. Л.);

    • Доклад «Электронный словарь диалектных фразеологизмов: проблемы и перспективы создания» на международной конференции «Славянская диалектная лексикография», СПб., сентябрь 2014 г. (соавтор: Акимов В. Л.);

    • Доклад «Диахроническая лингвистика текста – новое направление исторической русистики» на Всероссийском совещании славистов, посвященном 1150-летию славянской письменности и 110-летию первого Съезда русских славистов, Москва, 7–9 ноября 2013 г.;

    • Доклад «Синтаксический статус инфинитива» на международной конференции «Актуальные проблемы изучения русского языка X», Брно, май 2012 г.;

    • Доклад «Древнерусский текст в лингвистических исследованиях XXI века» на международной конференции «Язык и метод. Русский язык в лингвистических исследованиях XXI века», Краков, май 2011 г.;

    • 2016 г. – грант РГНФ № 16-04-14070 «XV Международная научная конференция "Ономастика Поволжья"», 13 – 18 сентября 2016 г. – исполнитель;

    • 2015 г. – межвузовский грант (Договор № 53/45-15 от 16.10.2015) «Актуальные вопросы преподавания родных языков» – руководитель;

    • 2013 г. – грант РГНФ № 13-04-14012 г «Организация и проведение Всероссийской научной конференции с международным участием "Н. П. Огарёв: историко-культурное измерение творческой личности"», 14–16 ноября 2013 г. – исполнитель;

    • 2011–2012 гг. – грант РГНФ № 11-14-13003а/в «Типологические, этнолингвистические и лингвокультурологические аспекты диалектной картины мира (на материале фразеологии русских говоров Республики Мордовия)» – руководитель.

    • 2017 г. - Доклад «Номинации природных географических объектов в русских говорах Республики Мордовия» (в соавт. с Мочаловой Т.И.) на XVI Междунар. науч. конф. «Ономастика Поволжья» (Ульяновск, УлГУ);

    • 2017 г. - Доклад «Архаические языковые явления в поэзии В.В. Маяковского» на Междунар. науч. конф. «Грамматические исследования поэтического текста» (Петрозаводск, ПетрГУ);

    • 2017 г. - Доклад «Фразеологические единицы со значением процесса речи в сербохорватском языке» на Междунар. науч.-практ. конф «И.И. Срезневский и русское историческое языкознание: опыт и перспективы» (Рязань, РГУ);

    • 2017 г. - Доклад «Этимологические сведения как способ формирования интереса к русскому языку в молодежной аудитории» на 2-ой науч.-практ. конф. «Учимся говорить по-русски. Проблемы современного языка в электронных СМИ» (Москва, МГУ);

    • 2017 г. - Доклад «Состояние исследования фразеологии сербского и хорватского языков» на Междунар. конф. «Славянский вклад в мировую цивилизацию» (Волгоград, ВСПУ);

    • 2017 г. - Доклад «Историческая лингвистика текста в XXI веке» (в соавторстве с Коротковой А.А.) на Междунар. науч.-практ. конф «III Фирсовские чтения. Лингвистика в XXI веке: междисциплинарные парадигмы» (М., РУДН);

    • 2018 г. - Доклад «Концепт «Труд» в сербской фразеологии в сопоставлении с русской» на I Междунар. науч.-практ. конф. «Пересекая границы: межкультурная коммуникация в глобальном контексте» (Москва, Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина);

    • 2018 г. - Доклад «Проблемы филологического образования в условиях электронно-цифровой среды» на Всерос. науч.-практ. конф. «Филологическое образование в условиях электронно-цифровой среды» (РАО, г. Москва).

    • 2018–2019 уч. год Участие в междунар. науч. конф. «Фортунатовские чтения в Карелии» (Петрозаводск, сентябрь 2018 г.);

    • Междунар. науч. конф. «Русский язык в контексте национальной культуры» (Саранск, сентябрь 2018 г.);

    • Всероссийском съезде учителей русской словесности (Москва, ноябрь 2018 г.);

    • XXII междунар. науч. конф. «Медиариторика и современная культура общения: наука – практика – обучение» (Москва, январь-февраль 2019 г.);

    • VI Международном Конгрессе исследователей русского языка «Русский язык: исторические судьбы и современность» (Москва, апрель 2019 г.)

    • Международной научно-практической конференции «Славянская культура: истоки, традиции, взаимодей-ствие. XX Кирилло-Мефодиевские чтения» (в рамках Международного Кирилло-Мефодиевского фестиваля славянских языков и культур) (Москва, май 2019 г.)

    • Пленарный доклад на I Международном научном конгрессе «Белорусский язык – главная историко-культурная ценность нации и государства» (Минск, АН Республики Беларусь, 31 октября – 1 ноября 2019 г.)

    • Международная научная конференция «Современная теоретическая лингвистика и проблемы судебной экспертизы» (Москва, Гос ИРЯ им. А.С. Пушкина, 1–2 октября 2019 г.)

    • Всероссийский съезд учителей и преподавателей русского языка и литературы (Москва, МГУ им. М.В. Ломоносова, 5–7 ноября 2019 г.)

    • II съезд Общества русской словесности (Москва, МГУ им. М.В. Ломоносова, 6 ноября 2019 г.).

    • Международная научно-методическая конференция «От профессиональных компетенций преподавателя – к компетенциям студента XXI века» (Москва, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, 20 января 2020 г.)

    • Международная научная конференция «В.В. Виноградов. Язык и поэтика текста» (Москва, МПГУ, 24 января 2020 г.)

    • Международная научная конференция, посвященная юбилею академика В. Г. Костомарова «Горизонты современной русистики» (Москва, Гос.ИРЯ, 30–31 января 2020 г.)

    • Международная науч.-практ. конференция «Журналистика в 2019 году: творчество, профессия, индустрия» (Москва, Фак. журн. МГУ, 3–4 февраля 2020 г.)

    • Международная научная конференция «Русский язык и литература в славянском мире: история и современность», (Москва, МГУ им. М.В. Ломоносова, 25 мая 2020 г.) 10. Международный Кирилло-Мефодиевский фестиваль славянских языков и культур – 2020 (Москва, Гос.ИРЯ, 29 мая 2020 г.)

    • Международная научная конференция «Современная российская аксиосфера: семантика и прагматика идентичности» (М., Гос. ИРЯ им. А. С. Пушкина, 22 октября 2020).

    • XVII Международные Березинские чтения «Языковое бытие человека и этноса» (М., МГЛУ, ИНИОН РАН, 24-25 декабря 2020 года).

    • Международная научная конференция «Язык и поэтика текста» (М., МПГУ, 22 января 2021 года).

    • Всероссийская с международным участием научная конференция, приуроченная к 80-летнему юбилею доктора филологических наук профессора Людмилы Алексеевны Климковой, специалиста в области лексикологии, диалектологии, ономастики, словообразования, 09–10 февраля 2021 г., г. Арзамас, Арзамасский филиал ННГУ.

    • Всероссийский научный семинар «Михайловские чтения» (Петрозаводск, 22 мая 2021 г.)

    • Международная научно-практическая конференция «Славянская культура: истоки, традиции, взаимодействие. XХII Кирилло-Мефодиевские чтения» (в рамках Международного Костомаровского форума (Москва, 26 мая 2021 года)).

  • Членство в различных советах, ассоциациях:

    •  Член диссертационного совета Д 212.029.05 на базе Волгоградского государственного университета (с 2011 г.)

    •  Член регионального отделения общества «Знание» России.

    •  Член Российской ассоциации исследователей, преподавателей и учителей риторики с 30.01.2019 (ч/б № 800).

    •  Член экспертного совета по вопросам развития содержания общего образования проекта «Московская электронная школа».

     

    Членство в редакционных коллегиях журналов:

    •  Член редколлегии международного научно-практического журнала «Филологический аспект» (РИНЦ 358-03/2015, ISSN № 2412-8953); сборников «Русский язык в контексте национальной культуры», «Юридическая лексика русского языка XI–XVII веков» и др.

    •  Член оргкомитета и редактор сборника материалов XXII междунар. науч. конф. «Медиариторика и современная культура общения: наука – практика – обучение»

  • Почётные звания, титулы, награды, достижения:

    • Награждена Почетной грамотой Минобрнауки РФ (2009);

    • Почетной грамотой Министерства образования Республики Мордовия (2017);

    • Почетными грамотами МГУ им. Н. П. Огарёва (2000, 2011, 2014);

    • Ветеран труда РФ (2010), ветеран труда Мордовского университета (2009);

    • Благодарственное письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования (2016);

    • Благодарность Главы Республики Мордовия (2016).

    • Благодарственное письмо директора ГБОУ Романовская школа Щипковой Т.Ю. (07.12.2018)

    • Благодарственное письмо Городского методического центра Департамента образования города Москвы (2019)

    • Благодарственное письмо администрации Ярославского музея-заповедника за подготовку команды для участия в риторическом агоне 24 мая 2019 года в рамках Дней славянской письменности и культуры (24.05.2019)

РАЗРАБОТАННЫЕ УМК ДИСЦИПЛИН

Основы культуры научной речи (Дисциплины в составе программ высшего образования)

Основы культуры научной речи (Дисциплины в составе программ высшего образования)

Основы теории речевых жанров (Дисциплины в составе программ высшего образования)

Основы культуры научной речи (Дисциплины в составе программ высшего образования)

Язык современных медиа (Дисциплины в составе программ высшего образования)

Элокутивные средства современного русского языка (Дисциплины в составе программ высшего образования)

Этика делового общения (Дисциплины в составе программ высшего образования)

Современные медиа: дискурс и стиль (Дисциплины в составе программ высшего образования)

НАУЧНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ

  • Акимова Э.Н. Диалектная обрядовая лексика и фразеология как отражение этнической лингвокультуры // Проблемы русской диалектологии и лингвокраеведения : памяти Заслуженного деятеля науки Республики Карелии Любови Петровны Михайловой (1939-2020): [коллективная монография] – Петрозаводск : Издательство ПетрГУ, 2021. – С. 43–53 (Соавтор Мочалова Т.И.)
  • Акимова Э.Н. Отражение региональной принадлежности языковой личности в устной речи и медиатекстах // Лингвистическая диагностика 1: методы и подходы к исследованию личности: [коллективная монография]. – М., ИНИОН РАН, 2021. – С. 140–162 (Соавторs Мочалова Т.И., Тельпов Р.Е.)
  • Акимова Э.Н., Короткова А.А. Парцелляция в лирике Андрея Белого//Горизонты современной лингвистики: Сб. статей Международной научной конференции, посвящённой 90-летнему юбилею академика В.Г. Костомарова.- М.: Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина, 2020.- С. 39-48
  • Akimova E.N. The role of cognitive style in the formation of a professional discursive personality of journalist N. I. Novikov / Роль когнитивного стиля в становлении профессиональной когнитивной личности журналиста Н.И. Новикова // Amazonia Investiga. Volume 9 -Issue29/ May 2020. С. 307–315. ( Sidorova Tatyana A., Kornienko Elena R., Petrova Nataliya E.)
  • Akimova E.N. The Discourse Personality of Politician Sergey Mikheyev with Regards tohis Speech Behaviour / Дискурсивная личность Сергея Михеева в отношении его речевого поведения // Amazonia Investiga. Vol. 9. Num. 26 Febrero 2020. C. 272–281. (Sidorova Tatyana A., Petrova Nataliya E., Shirokova Elena N., Bolgova Natalia S.)
  • Акимова Э.Н. Русский язык на Балканах: Современное состояние/Э.Н. Акимова//Русский язык и литература в славянском мире: История и современность: Материалы Международной научно-практической конференции в онлайн-формате.- М.: Изд-во Московского гос. ун-та им. М. В. Ломоносова, 2020.- С. 302-310
  • Акимова Э.Н., Мочалова Т.И. Девербативы в русских говорах на территории республики Мордовия/Э.Н. Акимова, Т.И. Мочалова//Вестник Волгоградского гос. ун-та: Сер. 2: Языкознание.- 2020.- Т. 19. - № 3.- С. 16-26
  • Akimova E.N. Vladimir Putin's Phraseology: thematic aspect / Фразеология Владимира Путина: тематический аспект // TURISMO: ESTUDOS & PRÁTICAS (UERN), MOSSORÓ/RN, CADERNO SUPLEMENTAR 05, 2020 HTTP://NATAL.UERN.BR/PERIODICOS/INDEX.PHP/RTEP/INDEX [ISSN 2316-1493]/ P. 1–12. (Arkadiy P. Sedykh, Tatyana A.Sidorova, Elena E. Kotsova, Larisa V. Popova)
  • Акимова, Э. Н. Элокутивные средства современного русского языка : учеб. пособие для студентов бакалавриата филологического факультета / Э.Н. Акимова, А.В. Щербаков, Ред. Н.М. Разумнова. - М. : Гос. ин-т русского языка им. А.С. Пушкина, 2019. - 126 с. - ISBN 978-5-98269-194-1
  • Буданцева Д.Д., Акимова Э.Н. Лексический и композиционный анализ текстов блогеров Instagram//Язык. Коммуникация. Культура - 2019: Альманах по итогам III Международной научно-практической конференции молодых ученых - магистрантов и аспирантов.- М.: Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина, 2019.- С. 24-26
  • Акимова Э.Н., Короткова А.А. Реализация функции несобственнопрямой речи в зависимости от контекста (На материале романа М. Булгакова "Мастер и Маргарита")//Славянская культура: истоки, традиции, взаимодействие. XX Кирилло-Мефодиевские чтения: Материалы Международной научно-практической конференции (В рамках Международного Кирилло-Мефодиевского фестиваля славянских языков и культур).- М.: Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина, 2019.- С. 25-30
  • Акимова Э.Н., Короткова А.А. Дидактический потенциал древнерусского учительного красноречия//Медиариторика и современная культура общения:наука-практика-обучение: Сб. статей XXII Международной научной конференции.- М.: Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина, 2019.- С. 269-275
  • Акимова Э.Н. Речевые жанры в диахроническом аспекте//Языки и культуры: Материалы Международной научно-практической конференции.- Кострома: Костромской гос. ун-т, 2019.- С. 32-39
  • Коротков Р.П., Акимова Э.Н. Взаимодействие образовательного портала и виртуальной аудитории//Язык. Коммуникация. Культура - 2019: Альманах по итогам III Международной научно-практической конференции молодых ученых - магистрантов и аспирантов.- М.: Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина, 2019.- С. 90-92
  • Котова Е.О., Акимова Э.Н. Коммерческие лонгриды в аспекте нарративного анализа//Язык. Коммуникация. Культура - 2019: Альманах по итогам III Международной научно-практической конференции молодых ученых - магистрантов и аспирантов.- М.: Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина, 2019.- С. 93-95
  • Акимова Э.Н., Мочалова Т.И. Репрезентация лексико-семантического поля "Время" в "Словаре русских говоров на территории республики Мордовия"//Вестник Волгоградского гос. ун-та: Сер. 2: Языкознание.- 2019.- Т. 18.- № 1.- С. 86-98
  • Медиариторика и современная культура общения: Наука-практика-обучение: Сб. статей XXII Международной научной конференции/Науч. ред. Э.Н. Акимова, В.И. Аннушкин, А.Г. Жукова, Рец. В.Н. Денисенко, Н.Н. Германова.- М.: Гос. ин-т русского языка им. А.С. Пушкина, 2019.- 609 с.
  • Акимова Э. Н. Состояние исследования фразеологии сербского и хорватского языков // Славянский вклад в мировую цивилизацию: материалы Междунар. конф. – Волгоград, 2017. – С. 166–171.
  • Акимова Э. Н. Активные процессы в современном русском языке в аспекте эколингвистики // Печать и слово Санкт-Петербурга (Петербургские чтения − 2015): в 2 ч. Ч. 2.: Литературоведение. Лингвистика: сб. науч. тр. − СПбГУПТД, 2016. − С. 297−301.
  • Акимова Э. Н. Лингвистика текста в диахронии и синхронии // Вестник ВолГУ.– Серия 2. Языкознание. – 2016. – Том 15. № 2. – С. 7–16.
  • Акимова Э. Н. Человек и его мир в диалектной фразеологии русских говоров Мордовии: монография. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2015. – 156 с. (соавторы: Мочалова Т. И., Маслова А. Ю., Ершова Н. И., Денисова Л. Н.)
  • Акимова Э. Н. (ответ. редактор) Словарь русских говоров на территории Республики Мордовия. Дополнительный выпуск. СПБ: Наука, 2015. – 244 с. (Соавторы: Семенкова Р. В., Чикина Л. К.)
  • Акимова Э.Н. Репрезентация лексико-семантического поля «время» в «Словаре русских говоров на территории Республики Мордовия» (Статья). // Вестник ВолГУ. Серия 2, Языкознание. 2019. Т. 18. № 1. С. 86–98 (в соавторстве с Мочаловой Т.И.)
  • Акимова Э.Н., Мочалова Т.И. Темпоральные наречия в русских говорах на территории республики Мордовия/Э.Н. Акимова, Т.И. Мочалова//Лексический атлас русских народных говоров: Материалы и исследования/Ин-т лингвистических исследований РАН.- 2019.- № 13.- С. 15-28
  • Акимова Э.Н. Диалектные наименования праздников и обрядов как отражение культурно-исторических традиций русского народа // Вестник ВолГУ. Серия 2, Языкознание. 2021. Т. 20. № 1. С. 17–31 (Соавтор Мочалова Т.И.)
  • Акимова Э. Н. Электронный словарь диалектных фразеологизмов как источник изучения картины мира в русских говорах Мордовии // Проблемы истории, филологии, культуры. 2014. № 3 (45). Москва – Магнитогорск – Новосибирск, 2014. С. 272–274. (Соавторы: Мочалова Т. И., Маслова А. Ю., Акимов В. Л.)
  • Акимова Э. Н. Электронный словарь диалектных фразеологизмов как источник изучения картины мира в русских говорах Мордовии // Проблемы истории, филологии, культуры. 2014. № 3 (45). Москва – Магнитогорск – Новосибирск. 2014. С. 272–274. (Соавторы: Мочалова Т. И., Маслова А. Ю., Акимов В. Л.)
  • Акимова Э. Н. Историческая лингвистика текста: инновационные подходы в исследованиях // Вестник Нижегородского университета. Серия Филология. – № 4. Ч. 2. – Н. Новгород, 2010. – С. 427–430.
  • Акимова Э. Н. Диахроническая лингвистика текста как новое направление грамматики русского языка // Новые направления в изучении лексикологии, словообразования и грамматики начала XXI века: Материалы междунар. симпозиума 4–5 мая 2009 года. – Самара, 2009. – С. 188–192.
  • Акимова Э. Н. Реализация категории обусловленности в языке памятников письменности русского средневековья (XI-XVII вв.): монография. – Саранск: Изд-во Мордовского госун-та, 2006. – 240 с.

МАТЕРИАЛЫ В СМИ

"Школьная академия гуманитарных технологий" - новый образовательный проект Института Пушкина

"Образование на русском", 02.03.2020

АНОНСЫ

07.12.2020 Университетская среда о трудных случаях в русском синтаксисе

Следующая университетская среда — о том, как преподавать русский язык в школе. 

10.10.2019 Институт Пушкина на фестивале Nauka 0+

23.04.2020 Весна. Институт Пушкина. ММСО

26–29 апреля Институт Пушкина будет участвовать в Московском международном салоне образования (ММСО). 

ММСО 2020 – это онлайн-площадка для обмена идеями, опытом и знаниями: здесь встречаются педагоги, представители государства и бизнеса, учащиеся, родители.

05.04.2018 «Университетские субботы» в Институте Пушкина

7 апреля в 11.00 в Институте Пушкина состоятся три интерактивных лекции в рамках проекта «Университетские субботы».
В зале Ученого совета пройдет интерактивная лекция зав. сектором иностранных языков кафедры социально-гуманитарных дисциплин Елены Картушиной «Языковой ландшафт Москвы».

НОВОСТИ

14.10.2021 Научно-методический семинар на базе СОК «Камчия» стартует 15 октября

В рамках деятельности Балканского центра русистики Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина запланировано проведение научно-методического семинара «Современные стандарты и инновационные методы преподавания русского языка как иностранного школьникам и студентам» для болгарских русистов.

25.06.2020 Продолжая семейную традицию

Выпускница магистратуры Анастасия Короткова вот уже два года работает учителем русского языка и литературы в Школе 1529 им А.С. Грибоедова. Анастасия активно развивает связи между школой и институтом, проводит совместные мероприятия. Ее ученики участвуют в институтских мероприятиях, например, в Конкурсе социальной рекламы, «Университетских субботах». В рубрике «Выпускник филфака» молодая преподавательница рассказала, чем ей нравится профессия учителя и какими ей представляются современные ученики.

19.10.2021 Непростое простое предложение, или Как правильно знакомить школьников с синтаксисом

18 октября в рамках проекта «Университетская среда для учителей» состоялся онлайн-семинар «Непростое простое предложение: практика к подготовке к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку», посвященный проблемам в области синтаксиса и связанным с ними подходам в подготовке школьников к итоговой аттестации. Ведущая семинара, доктор филологических наук, профессор кафедры русской словесности и межкультурной коммуникации Эльвира Акимова поделилась с участниками своими наработками и наблюдениями в этой сфере.

01.09.2020 Попутного ветра в новом учебном году!

Вот и наступило 1 сентября – день, который с радостью или грустью ждет каждый школьник и студент. В этот день в Институте Пушкина прошла традиционная линейка первокурсников. Ребят, только начинающих свой профессиональный путь, приветствовала ректор института Маргарита Русецкая.

19.06.2020 «Институт дал мне друзей, любовь, два высших образования»

Учебный год подходит к концу, и совсем скоро для наших выпускников начнется новая большая жизнь.
Выпускница магистратуры «Филологическое обеспечение СМИ», отличница и староста группы Маргарита Гуськова уже работает в информационном агентстве РИАМО. В рубрике «Выпускник филфака» Маргарита рассказала об учебе в институте, любимых преподавателях и планах на будущее.


02.05.2020 ММСО – 2020: наш вклад и итоги

26–29 апреля Института Пушкина принимал участие в Московском международном салоне образования (ММСО). 
ММСО – крупный международный форум в образовательной сфере, и Институт Пушкина – традиционный и активный его участник. В этом году Салон прошел в седьмой раз, впервые в онлайн-формате.

06.09.2019 Институт Пушкина – московским педагогам

11 сентября состоится первый семинар осеннего сезона проекта «Университетская среда для учителей», который реализуется Государственным институтом русского языка им. А.С. Пушкина при поддержке Департамента образования города Москвы.

03.06.2019 День славянской письменности и культуры в Ярославле

Праздничные мероприятия традиционно организует Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского на площадке Ярославского государственного историко-архитектурного музея-заповедника. В этом году в чествовании православных братьев Кирилла и Мефодия приняли участие и представители московского Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина.

03.10.2018 Этимология, секреты межкультурной коммуникации и загадки Шуховской башни

В субботнее утро 29 сентября в фойе и аудиториях Института Пушкина было многолюдно. В этот день вуз посетили более 200 столичных школьников, их родителей и учителей, пожелавших соприкоснуться с новыми и неизведанными гранями филологической науки, развить навыки в области коммуникации, открыть для себя исторические и культурные секреты, которые хранит Москва.

11.04.2018 Московские школьники в проекте «Московский экскурсовод»

Московские школьники завершили обучение в рамках проекта «Московский экскурсовод». Последнее занятие состоялось 6 апреля 2018 года.

09.04.2018 Три Университетских субботы в Институте Пушкина

7 апреля в Институте Пушкина состоялась серия интерактивных лекций и мастер-классов для столичных школьников, подготовленных в рамках проекта «Университетские субботы» при поддержке Департамента образования города Москвы. В этот день наш вуз посетили более 80 обучающихся и педагогов из 14 образовательных учреждений.

28.11.2017 «Не будь туристом в своем городе». Итоги конкурса «Грамотный мегаполис»

25 ноября 2017 в Институте Пушкина в рамках проекта Департамента образования города Москвы «Литературное многоборье» прошел финал конкурса социальной рекламы «Грамотный мегаполис». Конкурс, организованный для школьников столицы и студентов колледжей, был посвящен Году экологии. Идея соревнования заключается в том, что понятие экологии касается не только природы и окружающей среды, но и нашей речи.

03.11.2017 Сотрудничество Институт Пушкина с московскими школами

В дни осенних каникул для московских школьников факультетом дополнительного образования организовано обучение по дополнительной общеразвивающей программе «Язык культуры и культура языка». 

21.09.2017 Обучение речевому этикету школьников

20 сентября прошло первое занятие по дополнительной общеразвивающей программе  «Речевой этикет и культура речевого общения».

На официальном сайте ФГБОУ ВО "Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина" используются технологии cookies и их аналоги для качественной работы сайта и хранения пользовательских настроек на устройстве пользователя. Также мы собираем данные с помощью сервисов Google Analytics, Яндекс.Метрика, счётчиков Mail.ru и Спутник для статистики посещений сайта. Нажимая ОК и продолжая пользоваться сайтом, Вы подтверждаете, что Вы проинформированы и согласны с этим и с нашей Политикой в отношении обработки персональных данных, даёте своё согласие на обработку Ваших персональных данных. При несогласии просим Вас покинуть сайт и не пользоваться им. Вы можете отключить cookies в настройках Вашего веб-браузера.
The Pushkin Institute's official website uses cookies to ensure high-quality work and storage of users' settings on their devices. We also collect some data for site statistics using Google Analytics, Yandex.Metrika, Mail.ru and Sputnik counters. By clicking OK and continuing using our website, you acknowledge you are informed of and agree with that and our Privacy Policy. If you are not agree we kindly ask you to leave our website and not to use it. You may switch off cookies in your browser tools.