Состоялся семинар аспирантского объединения Института Пушкина
4 июля в Институте Пушкина прошел научный семинар аспирантского объединения, посвященный презентации коллективной научной монографии «Общая и русская лингвоаксиология». Монография создана в рамках работы над научным проектом «Современная российская аксиосфера: семантическая и прагматическая трансформация русского культурного кода» при финансовой поддержке РФФИ).
В работе семинара приняли участие представители Института русского языка Кыргызско-Российского Славянского университета, в частности – директор Института Мамед Тагаев, профессор КРСУ Милана Лазариди, а также магистранты и аспиранты КРСУ.
Профессор кафедры общего и русского языкознания Института Пушкина, руководитель научно-исследовательского проекта Мария Милованова поделилась результатами проделанной работы и акцентировала внимание на структуре лингвоаксиологии — триединой системы, включающей лексический уровень, который образуют слова-концепты (концептуально значимые слова); грамматический уровень, который составляют целые аксиологически значимые синтаксические и морфосинтаксические структуры; уровень текста / дискурса, где тот или иной вид дискурса служит отражением ценностной картины мира общества в определенный временной промежуток.
Авторы монографии – сотрудники кафедры общего и русского языкознания Института Пушкина – сфокусировали внимание на точечных результатах и перспективах дальнейшего исследования.
Профессор кафедры Владимир Карасик охарактеризовал аксиологически значимый концепт щедрость, отметив, что его антипод — жадность — испытывает существенные содержательные трансформации, суть которых в усилении значимости личного успеха для современного носителя русского языка. Доцент кафедры Александра Матрусова подчеркнула незыблемость концептов радость и граница в российской аксиосфере. Доцент кафедры Любовь Гончарова отметила изменения ценностно-этических реалий в сфере медиадискурса. Профессор кафедры Павел Катышев и магистр филологии Петр Иванов показали, как в дискурсе блогосферы аксиологической трансформации подвергается риторическая критика. Старший преподаватель кафедры стажировки зарубежных специалистов Института Пушкина Регина Шамсутдинова обосновала на основе экспериментальных данных и анализа актуального языкового материала становление концепта личность как аксиологемы.
Семинар завершился дискуссией, которая позволила выделить ряд перспективных направлений для дальнейшей научно-исследовательской работы.